BAD MOOD 
На главную страницу    В гостевую    На форум 

Традиции смерти

Многообразие традиций, связанных со смертью у разных народов, просто поражает. Самым характерным обрядом, связанным со смертью, является обряд погребения. При всем многообразии погребальных обрядов, в мире существует всего четыре способа погребения умерших. Тело предают одной из четырех стихий – земле, огню, воздуху или воде, соответственно это:
- предание  земле.
- кремация (в европейских странах) или сожжение на костре (на Востоке).
- оставление тела на открытом воздухе.
- погружение в воду. 

Естественно, что для нас, как  представителей европейских цивилизации, наиболее приемлемы способами  являются предание земле и кремации, а остальные же могут показаться мягко говоря несколько странными. Попробуем разобраться. Например, в горной и каменистой местности Тибета часто просто невозможно вырыть могилу, так что было принято избавлялись от тела с помощью костра. 

Но есть места, где возникают проблемы и с топливом для костра, недаром костер – это привилегия более обеспеченных людей. В этом случае останки съедаются стервятниками или хищными зверями. В Тибете и Монголии существует промежуточный этап, когда тело рубят на части, мясо отделяют от костей, кости измельчают, и все это в смеси с ячменем скармливают птицам, слетающимся на звук рога. Если стервятники быстро уничтожают тело, то это считается хорошим знаком. 

К тому же на Востоке отказываются от предания земле согласно местными верованиям - тело надо обязательно уничтожить, поскольку дух умершего может вернуться в тело и тогда... Далее – все в соответствии со страшными историями про вурдалаков и упырей, которые не столь сильно отличаются в разных культурах.  

Каждый из способов погребения сопровождается особым ритуалом. В своей всемирно известной книге о похоронных церемониях Хабенштейн пишет: "Нет ни одной группы, какой бы примитивной или цивилизованной она ни была, которая бросила бы тела усопших на произвол судьбы, не совершив над ними никакого обряда". Эта практика необычайно живуча и представляет собой один из самых устойчивых аспектов человеческой культуры. Нередко она открывает нам самые доступные "ископаемые" ушедших времен и прежних мест обитания.

 Когда ученый Фрезер исследовал аборигены Нового Южного Уэльса, он обнаружил, что они хоронят умерших либо в прямом положении на боку, либо скорченными, либо поставленными вертикально, либо помещают их в пустое дерево, которое ставят на помост и покрывают бревнами, либо жарят и едят. Только на основе этих признаков он смог установить происхождение каждой семьи в чрезвычайно пестрой по населению области и выяснить, откуда они пришли. 

В своем работе исследователь Перри установил происхождение различных народностей Индонезии и разобрался в той путанице, которая сегодня присутствует на тринадцати тысячах островов, используя в качестве главного признака способ захоронения. Он обнаружил четкую связь между погребальной позой и местоположением земли предков; например, если жители острова Саву хоронили умерших в сидячем положении и лицом на запад, то прародина этого народа обязательно находилась в том же направлении. 

Несмотря на многочисленность различных способов захоронения, их всех объединяет одно: в любой погребальной практике присутствует предположение, что смерть не конец, а переход к другому состоянию. В своем исследовании малайской погребальной системы Роберт Херц показывает, что смерть воспринимается не как мгновенное окончательное событие, а как одна из фаз постепенного развития. Малайцы и другие народы считают смерть процессом, начинающимся с первых дней жизни, и эти взгляды находят отражение в действиях их общин. Момент, который мы называем смертью, для них не более чем промежуточное состояние, знак, что телом следует должным образом распорядиться, и малайцы устраивают временные похороны.

В некоторых областях Тибета умерших хоронят в эмбриональной позе, что прямо символизирует то, что смерть – по сути дела является следующим рождением.  Кота из Южной Индии кремируют почти все тело, оставляя часть черепа. Настоящие похороны устраивают позже, убедившись, что душа окончательно решила переселиться. В промежутке между этими церемониями умерший считается присутствующим. В общине кота он сохраняет свою социальную роль до похорон. Если его жена беременеет после его клинической смерти, но до похорон, то умерший считается отцом ребенка, который наследует его имя, клан и имущество.

 Далеко не во всех культурах смерть воспринимается, как величайшее горе. Индейцы Парагвая до прихода христианства устраивали Велорио – бал по случаю смерти. Тело покойного клали на стол среди цветов и танцевали всю ночь до рассвета. На острове Бали (Индонезия) практикуется погребальная церемония, весьма напоминающая карнавал. Устраивается процессия, во время которой несут деревянные статуи, изображающие животных. И все бы ничего, но есть одна особенность – внутри статуи полые - там как раз и находятся покойники. Умерших не погребают, а хранят, дожидаясь, дабы набралось нужное количество, достаточное для организации шествия. По окончания церемонии тела сжигают вместе с содержащими их статуями. 

Где-то в середине палеолита человек почему-то решил рыть могилы, и с самого начала стал класть тела умерших в определенном положении. У многих погребенных руки были скрещены, естественно задолго до того, как эту практику приняло христианство. Скорее всего ритуальное скрещивание рук и ног везде имеет охранительный характер и прежде всего связано со стремлением нечто удержать или вернуть. На языке жестов желание сохранить себя перед лицом грозящей опасности всегда выражается позой, при которой руки охватывают туловище. Этот жест как бы разделяет, охраняет друг от друга два мира – мир живых и мир мертвых.

Природа большинства погребальных обрядов свидетельствует о том, что их участники считают умерших еще живыми и стремятся принять некоторые меры предосторожности, чтобы полностью исключить их появление. Индуистские церемонии кремации призваны главным образом побудить дух умершего отправиться в подобающее ему место. В Тибете лама, руководящий церемонией, перед выносом тела обращается к покойнику, напоминая, что он не должен появляться в этом месте и беспокоить родственников.

Чтобы умершие не покидали своих могил, египтяне предусмотрительно снабжали их всем необходимым. У индийского племени хопи родственник умершего остается один после похорон у лесной могилы и символически закрывает путь назад в деревню, рисуя на дороге углем поперечные линии. В другом племени в разгар похорон на месте кремации разбивают горшок, и все присутствующие бегут не оглядываясь назад, в деревню. Живые идут одним путем, мертвые - другим. Такой ритуал помогает, и этому племени никогда не докучают привидения. 

Традиция, при которой после смерти мужа жена приносит себя в жертву известна большинству из нас по эпизоду, описанному Жуль Верном в книге «Вокруг света за 80 дней». Естественно, это не досужая выдумка автора - в своде законов на санскрите в главе, посвященной вдовам есть такая фраза «Вдове приличивствует сжигать себя на теле своего супруга». Подобная традиция существовала и у древних германцев. Германская легенда повествует о том, как Брунгильда ложится на погребальный костер с о своим мужем Сигурдом, но не по принуждению, а в знак своей любви. 

Фракийцы практиковали полигамию, поэтому когда умирал муж, возникала проблема, какая из жен должна была принести себя в жертву. Обычно начинались нескончаемые споры по поводу, кто же был самой любимой супругой, а когда наконец достигалось согласие, избранницу торжественно поздравляли, и ближайшие родственники закалывали ее на могиле мужа. Иногда отмечались различия в погребальных ритуалах для мужчин и женщин: в кургане Пеккатель (Мекленбург) обнаружены останки преданного земле мужчины и кремированной женщины. 

Ашанти из Западной Африки хоронят своих мертвецов на отведенных для этого участках, закапывая их в землю; они кладут их на левый бок, с руками, помещенными под головой. Аборигены тиви из Северной Австралии хоронят умерших, кладя их на землю и засыпая большим холмом, который утрамбовывают во время погребального танца. Бавенда из Южной Африки запирают умерших в их домах и покидают, однако в других местах для мертвых часто строят специальные дома. 

На Филиппинах их складывают из специальных кирпичей. Ливанские марониты строят дома для мертвых из камня, а на Мадагаскаре употребляют шерсть и кости. Ангольские овимбунду относят мертвецов в пещеры, а горные племена в Индии просто кладут их на выступы скал. Санти-сиу зашивают трупы в шкуру оленя или буйвола и вешают на вершины деревьев. 

В некоторых местах предпочитают съедать своих мертвецов, думая, что покоиться в желудке друга лучше, чем в холодной земле. В Новом Южном Уэльсе аборигены поджаривают умерших на медленном огне, пока мясо как следует не прокоптится. На острове Бали мертвых сжигают в специальных башнях, сопровождая процедуру сложной и шумной церемонией. В других частях света тело сжигают в огромных цилиндрах в доме усопшего или в специальных крематориях. 

На берегах Ганга высятся каменные платформы, на которых индусы, омыв безжизненные тела в реке и умастив их маслом, разводят погребальные костры. Бывает, что вместо огня используют воду, как в Восточном Тибете, где тело вместе с грузом бросают в реку, или же в древней Скандинавии, где знатных мертвецов пускали в легкой лодке вниз по реке. Иногда останки делят на части, как, например, на Самосире в Тихом океане, где тело помещают в подземный склеп, а череп - в урну на поверхности.

 


     На главную страницу    В гостевую    На форум 

Hosted by uCoz